Нейропсихологическая диагностика — это обследование с использованием специально разработанных проб и методик, которое ориентировано на выявление причин, лежащих в основе нарушений и трудностей развития ребенка. Нейропсихолог выявит причины трудностей ребёнка, связанные с особенностями работы мозга, расскажет о сильных и слабых сторонах ребёнка, поможет увидеть его актуальные и потенциальные возможности, предложит пути эффективной помощи в каждом конкретном случае.

Причины наблюдаемой у ребенка трудности могут быть различны. Например, дошкольнику трудно заучивать стихотворение. В основе этой трудности лежат не речевые процессы или нарушение памяти, как может показаться на первый взгляд, а неумение сосредоточиться, «войти» в задание, что может проявлятся и в других видах деятельности. В качестве компенсации ребенок может использовать внешние опоры, — картинка, на которую он будет смотреть при рассказывании стихотворения. Это мы называем позитивная компенсация. Но возможны и негативные: ребенок может начать притягивать к себе внимание, исполняя «роль шута». Другой пример. У ребенка двойка по русскому языку. Что за этим может стоять? Много разных факторов, — быстрое утомление, трудности координации движений (так называемые синкенезии, содружественные движения, когда к движению руки во время письма подключается язык, ноги, другая рука), недостаточный уровень сформированности зрительно-пространственных функций, трудности сосредоточения внимания, снижение самоконтроля, несостоятельность фонематического слуха, переживаемые эмоции.

Определив истинную причину, нейропсихолог даст рекомендации по преодолению трудностей процесса обучения, а для детей дошкольного возраста определит индивидуальную стратегию подготовки к школьному обучению и ранней профилактики учебных затруднений.

Нейропсихологическая диагностика (исследование особенностей функционирования высших психических функций) проводится в присутствии родителей, длится от полутора до двух часов. Длительность обследования зависит от возраста ребенка, его особенностей.

Прохождение нейропсихологического обследования может быть рекомендовано детям, имеющим в анамнезе родовую травму, диагнозы ПЭП, ММД, СДВГ, часто болеющим, с повышенным или пониженным тонусом, с общей моторной невловкостью, задержкой формирования мелкой моторикой рук, очень подвижному (возможно, с диагнозом СДВГ), невнимательному, заторможенному ребенку, испытывающему трудности, связанные с обучением в школе, перед поступлением в первый класс.

Нейропсихологическое обследование в нашем центре походит следующим образом:

1. Подготовительный этап включает самостоятельное заполнение родителями анкеты (можно скачать на сайте\ получить по электронной почте у сотрудников центра). Если родители обращались за помощью к специалистам (врачи, логопеды, дефектологи, психологи), на обследование желательно принести имеющиеся заключения. Родители младших школьников могут принести тетради по русскому языку и математике, родители дошкольников — рисунки ребенка.

2. Беседа с родителями в начале приема: выяснение запроса, сбор и уточнение информации об особенностях развития ребенка, просмотр документации. Возможен вариант, когда родители приходят на первую встречу без ребенка.

3. Нейропсихологическая диагностика состояния ВПФ (высших психических функций) ребенка.

4. Разъяснение родителям результатов диагностики, объяснение особенностей функционирования мозга как причин возникших у ребенка трудностей, рассмотрение возможных путей преодоления трудностей. Даются рекомендации по повышению эффективности обучения, выбору направленности школы (класса), прогнозируются возможные трудности в обучении. В случае необходимости ребенку будут предложены развивающие или коррекционные занятия по индивидуальной программе, которые помогут ему успешно учиться или подготовиться к обучению в школе.

5. По результатам нейропсихологического обследования возможно составление заключения (оплачивается дополнительно).

Мария Бондарева
детский психолог, нейропсихолог